Начиная с марта рынок упаковки в России пережил ажиотажный спрос, частичный дефицит и рост цен. Доступность различных сегментов упаковки снизилась, возникли проблемы с картоном, бумажными этикетками и алюминиевыми крышками, не хватало импортных составляющих: лаков, красок, клея и специальных добавок. Пятый пакет санкций, введенных против российской экономики, разрушил надежды на возможность продолжить покупать европейские компоненты. Как участники рынка ответят на эти вызовы?

Снижение доступности упаковки отразилось прежде всего на FMCG (Fast Moving Consumer Goods, быстро оборачиваемые потребительские товары). Представители ритейла столкнулись с ростом отпускных цен у производителей, которые объясняли это подорожанием логистики и упаковки. Чтобы объединить усилия по преодолению кризиса, компания «Магнит» в мае провела видеоконференцию «Новые возможности и вызовы» с представителями отрасли — не только производителями упаковки, но и поставщиками сырья для нее.

Что происходит на рынке?

В сегментах гибкой и пищевой упаковки в марте — апреле отмечался ажиотажный спрос. Сказался дефицит упаковки и ее отдельных компонентов и рост потребления — из-за ухода ряда компаний с рынка, а также в рамках традиционной закупки перед майскими праздниками. Как отметила эксперт по маркетингу сегмента «Упаковка» компании СИБУР Мария Виноградова, во втором квартале ожидается падение спроса в этих сегментах.

Производство БОПП-пленки на заводе БИАКСПЛЕН в Томске
Производство упаковочной БОПП-пленки на заводе БИАКСПЛЕН в Томске
Фото: СИБУР

«В транспортной упаковке ажиотажный спрос уже спал, однако опрошенные нами производители пока не дают дальнейших прогнозов. В целом прогнозируется достаточно резкий спад в течение двух-трех месяцев. Дополнительное влияние оказывает регулятор, который стремится сдерживать цены не только на полимеры, но, собственно, на саму упаковку и продукты. В то же время аналитические агентства показывают, что средний чек потребителя сокращается, то есть в ближайшее время мы ожидаем снижения потребительской способности», — добавила Мария Виноградова.

Серьезное влияние на рынок упаковки оказал пятый пакет санкций Евросоюза, в который вошел запрет ввоза таких важных компонентов, как краски, лак, клей, химические добавки для производства упаковки, а также ее отдельных видов и оборудования для печати. Также запрет коснулся и логистики — как сухопутной, так и морской.

«Следствием введения данных ограничений станет дефицит материалов, изменение и удорожание логистических цепочек. Возможно, сократится предложение на рынке, изменится структура импорта, он будет переориентирован на поставщиков из стран Азии. Переработчикам, поставщикам сырья и конечным производителям потребуется внедрять технологии, основанные на новых материалах», — отметила Мария Виноградова.

Так, основные сложности в сегменте пищевой продукции, а именно в сегменте гибкой и жесткой полимерной упаковки, связаны с ограничением ввоза отдельных видов добавок, компонентов для производства. В качестве оперативного решения в СИБУРе предлагают замещение импорта и снижение требований к срокам годности и внешнему виду упаковки.

Производители других видов упаковки также столкнулись с рядом проблем. Например, основные сложности в создании комбинированной упаковки связаны с поставкой импортных компонентов: клея, фольги для ламинирования. Один из выходов — замещение ряда элементов, возможно, на полимерные, что в целом приведет к повышению перерабатываемости самой упаковки.

Гранулы полиэтилентерефталата из которых производятся ПЭТ-преформы для выдува бутылок
Гранулы полиэтилентерефталата из которых производятся ПЭТ-преформы для выдува бутылок
Фото: СИБУР

В сегменте напитков возник локальный дефицит ПЭТФ-бутылок, в основном связанный с уходом одного из игроков с рынка, и дефицит крышек для бутылок. Одно из решений — ускоренная омологация текущих крышечных марок, которые есть на рынке в России, и регулирование вторичного рынка ПЭТФ, которое позволит высвободить дополнительные объемы для производства бутылки.

Также с рынка ушел один из производителей упаковки — компания Tetra Pak. Одним из решений по ее замене может стать дозагрузка линий ПЭТФ и ПЭВП-бутылки, и также приоритизация объемов имеющейся упаковки Tetra Pak в пользу социально значимых сегментов, таких как молоко и детское питание.

Основные сложности в производстве стеклянной упаковки вызваны дефицитом алюминиевых крышек и отсутствием бумажной этикетки. Исправить положение могут замена бумажных этикеток на полипропиленовые БОПП-пленки и локализация производства марки для колпачков.

Ушел с российского рынка и крупный производитель металлической упаковки. Справиться с ее дефицитом можно, сняв ограничения на розлив ряда напитков в ПЭТФ, чтобы высвободить дополнительные объемы для банок.

В поисках аналогов

Новые марки, способные заместить импортное сырье, разрабатывают в научно-исследовательском центре «СИБУР Полилаб». На базе лабораторий компании проводят эксперименты по содержанию тех или иных компонентов в различных марках полимеров под нужды конкретных заказчиков, не подвергая их работающие 24/7 производственные линии дополнительному риску. Уже после проверки решения в СИБУРе проводят испытания измененных марок у переработчиков.

Технологический центр по разработке и применению полиолефинов СИБУР ПолиЛаб
Технологический центр по разработке и применению полиолефинов СИБУР ПолиЛаб
Фото: СИБУР

«Если бы мы не инвестировали в оптимизацию, в расширение марочного ассортимента, то сейчас мы бы не могли быстро реагировать на ситуацию. Ранее у нас каждый год было около 30 импортозамещающих проектов в портфеле. Мы локализовали, например, производство для колпачков и крышек; полиэтилен для экструзионного ламинирования, марки для мешкотары, которые способны перерабатываться при более высоких скоростях», — рассказал генеральный директор «СИБУР Полилаба» Константин Вернигоров.

Поскольку как производители, так и переработчики полимеров столкнулись с общими вызовами, СИБУР может помочь партнерам закупить необходимые добавки, так как располагает широкой сетью контактов. Компания готова как делиться ими, так и организовывать совместные закупки компонентов у новых поставщиков.

«Мы столкнулись с отказом поставлять нам ряд функциональных добавок. Однако на рынке, в том числе в странах, которые продолжают сотрудничество с Россией, есть компании, которые производят альтернативы. Это дает повод для взвешенного оптимизма. К тому же для СИБУРа сам процесс аттестации сырья и материалов, расширение пула поставщиков — не новинка. У нас более девяти лет работает центр аттестации сырья и материалов, проводящий полное техническое тестирование аналогов той или иной критической химии. Следующие несколько кварталов станут временем очень плотного тестирования. И мы должны на всей цепочке создать условия для ускоренного тестирования новых либо измененных типов полимерной продукции, а также дать возможность очень быстро регулировать параметры и диапазоны качества», — отметил Константин Вернигоров.

Быстрее тестировать новые решения

Импортозамещение в сфере производства гибкой упаковки для пищевой отрасли ведется с 2014 года. Так, например, в компании «Данафлекс» вспоминают, что в 2014–2015 годах доля валютной составляющей в компании доходила до 70%, сейчас она меньше 15–20%. Однако пока незаменимыми остались краски, лаки, пигменты и клей.

Новые марки полиэтилена СИБУР позволят «Данафлексу» сократить затраты на сырье для выпуска упаковки
Новые марки полиэтилена СИБУР позволят «Данафлексу» сократить затраты на сырье для выпуска упаковки
Фото: «Данафлекс

«Всем в отрасли хорошо известны европейские поставщики этих компонентов, которые больше не могут работать с нами из-за пятого пакета санкций. Мы обращались в эти компании, чтобы они обратились в ООН с пояснением, что краска для производства гибкой упаковки для пищевой промышленности — не военный объект, а важная гуманитарная составляющая. Но не думаем, что это поможет. Сейчас делаем акцент на отработку азиатских поставщиков. Благо мы уже давно успешно тестировали целый ряд их продукции, но не рисковали переходить на азиатские краски, зная, насколько важно для дизайнеров и бренд-менеджеров идеальное попадание в цвет. Но сейчас необходимо быстрее тестировать новые решения. Надо спокойно относиться к тому, что с цветопередачей при переходе на новые краски возможны проблемы. Ведь требуется перепрофилирование всех печатных машин, а на это сейчас нет времени», — отметил директор по маркетингу Группы компаний «Данафлекс» Евгений Бантуков.

Он также отметил, что пятый пакет санкций ввел запрет на ввоз полипропиленовых пленок, и призвал представителей отрасли переходить на отечественные пленки, оперативно приспосабливая новые решения.

«Пора расстаться с надеждой, что, возможно, европейский рынок снова откроют — надо срочно меняться. Альтернативы на рынке есть. СИБУР активно предлагает множество вариантов, и мы всё это тестируем. Но тем не менее пока некоторых компонентов недостает, мы продолжаем отрабатывать азиатские поставки, а также меняем рецептуры пленок и предлагаем альтернативные структуры для упаковки. Переход на новых поставщиков и так произойдет небыстро, с учетом времени выполнения поставок, и в связи с этим всем нам надо активнее перестраиваться и как можно раньше размещать прогнозы по сырью», — подчеркнул Евгений Бантуков.

Производитель жесткой пищевой упаковки — компания «ПолиЭр» отмечает, что уровень локализации у них составляет 96%, в том числе за счет использования отечественного полиэтилена.

Новая линейка контейнеров К-189 производится из листов полипропилена методом термоформования и на 100% подлежит вторичной переработке
Новая линейка контейнеров К-189 производится из листов полипропилена методом термоформования и на 100% подлежит вторичной переработке
Фото: «ПолиЭР»

«Мы работаем в эпоху полипропилена. Когда стоит задача оптимизировать расходы, искать какой-то один универсальный материал или универсальный тип контейнеров, очевидно, что все придут к полипропилену как к материалу, с которым можно работать с горячими блюдами, и, пожалуй, единственным из пластиков, который можно разогревать в СВЧ-печи», — рассказал директор Департамента упаковки компании «ПолиЭр» Артур Руш.

Он также отметил, что высокая турбулентность на рынке пищевой упаковки началась не с февраля 2022 года, а как минимум с апреля 2020-го, с момента начала пандемии. В таких условиях чувствовать себя уверенно можно, лишь имея долгосрочный контракт с локальными производителями сырья.

Запрос на господдержку

СИБУР заключает такие контракты со своими партнерами, и в компании традиционно считают поддержку переработчиков важным приоритетом. А в текущих условиях в холдинге видят необходимость вместе с представителями всей цепочки производства формулировать запросы и вместе находить решения по импортозамещению.

«Мы понимаем, что в текущей ситуации без государственных мер поддержки в отрасли упаковки нам будет сложно решить все проблемы. Соответственно, мы выступили инициатором консолидации запросов госорганам и уже собрали ряд инициатив, прорабатываем их с Минсельхозом, Минпромторгом, Минэнерго», — отметил руководитель отраслевых продаж сегмента «Упаковка» СИБУРа Сергей Роскошный.

Совместно с Минпромторгом в холдинге прорабатывают решение для различных профильных союзов, от которых есть запрос на помощь, а также рекомендации по сохранению разных пошлин для профицитных типов упаковочных материалов.

Предлагаются и инициативы по стабилизации стоимости полимерной упаковки на всей цепочке поставок. Это важно в условиях роста логистической стоимости, возникновения кассовых разрывов, отсутствия дешевых денег на рынке.

Запрос на подбор аналогов для печатей, растворителей, клеев и других компонентов формируют в рамках межведомственных групп при Минпромторге. Там аккумулируют запросы участников рынка, чтобы сформировать единый закупочный подход для обеспечения производителей самыми критически важными материалами.